nbp: (Default)
[personal profile] nbp
Выступление на заседании рабочей группы Совета Федерации по мониторингу закона РФ «О реорганизации РАН....» 30.10.14.
взято у
http://leo-mosk.livejournal.com/2298492.html
"Я полагаю, что еще никогда в стенах Совета Федерации не обсуждался вопрос о судьбе российской науки, от которого зависит будущее элиты государства и собственно будет ли Россия мировой державой. Прошел год с того времени, когда Президент, осознав всю пагубность данного закона, ввел мораторий на его применение и мы с Вами должны объективно рассмотреть недостатки этого закона, может быть поискать и достоинства и в конечном итоге внести в него предложения, которые минимизируют его отрицательные последствия. И надо сказать об этом честно, а не защищая свои мундиры.
Как известно безвестные реформаторы, принявшие обсуждаемый закон, затевали на первый взгляд благое дело – повышение эффективности академической науки в нашей стране, а конкретно:

1 .Освобождение науки от управления имуществом и сокращение бюрократизма в науке.
Результат – действительно теперь всем имуществом управляет ФАНО. Однако, количество документов, требуемых от институтов увеличилось в разы. При этом они подразделяются на официальные письма, электроники и телефонные звонки. Особо я хотел бы выделить срочные телефонные запросы, которые в Сибирь и на Дальний Восток приходят после обеда по местному времени и вечером. Для того чтобы на них ответить, администрация институтов переходит на вечерний и ночной режим, как это было при Сталине.
Особое внимание ФАНО уделяет трудовой дисциплине. Может это и правильно, однако наука процесс творческий и поэтому для тех, кто думает, что ученые работают как рабочие на заводе, могу сказать, что в Китайской академии общественных наук установлен один присутственный день в неделю. При этом молодые ученые получают около 2 тыс. долларов, а пожилые со стажем 3 тыс. долларов, не считая особой пенсии и других социальных гарантий.
2. На всех углах наши оппоненты кричали, что в академии работают одни старики и ее надо омолаживать и тут тоже можно с ними согласиться. Однако объединение трех академий еще более увеличило средний возраст за счет академиков из медицинской и сельскохозяйственной академии. При этом в угаре реформаторского пыла все забыли, что в этих академиях есть и члены-корреспонденты, которые вообще оказались «бесхозными».
Самое страшное другое, что разрушение российской науки породило в обществе чувство неуверенности в завтрашнем дне. Как результат – резко сократился прием молодежи, а при будущих сокращениях ее просто некуда принимать. Вновь возрастает число молодежи, уезжающей за границу
3. ФАНО в директивном порядке ввело основным критерием эффективности институтов – публикацию в зарубежных журналах, как результат появилось два новых явления. Первое, резко возросло предложение платных публикаций, а с другой стороны также возросло количество отклоняемых статей от российских авторов, которые ничем не мотивированы.
Далее следует отметить, что многие новые действительные члены Российской академии из сельхозакадемии и медакадемии, внезапно ставшие академиками, не имеют ни одной рецензируемой статьи, во всяком случае я не нашел их РИНЦ, я уже не говорю о других рейтингах.
Могу только добавить, что если академию наук в Советском Союзе оценивали бы по количеству публикаций, мы никогда не имели бы ядерного оружия, достижений в космосе или запасов минерального сырья.
Необходимо отметить, что открытые публикации и в том числе требование публикаций текстов диссертаций в интернете привело к тому, что наши враги резко сократили промышленный шпионаж и разведку. Зачем тратить деньги, когда русские все свои достижения бесплатно да еще на английском языке передают всем конкурентам.
4.0 планировании научной деятельности, которое ФАНО запросило от институтов. В соответствии с этими документами они должны по годам до 2018 г. определить количество научных достижений, приобретаемого оборудования, публикации и дополнительные источники финансирования. При этом необходимо через четыре года достигнуть заработной платы в 2 раза большей, чем по региону. Любопытно отметить, что такие результаты надо достигать на фоне общего снижения бюджета. Я думаю, что ни один самый продвинутый директор института не знает, что какое оборудование он будет закупать через четыре года и вообще будет ли существовать к тому времени его институт или вся академия.
Таким образом, данный документ прямо предлагает директорам за четыре года в два раза сократить количество сотрудников. Для тех, кто любит изучать зарубежный опыт, скажу, что в той же Китайской академии науки вообще нет понятия поиска договорных средств – все обеспечивает государство. Ученый должен думать о науке, а не о поиске источников пропитания.
5.На фоне общей нестабильности ФАНО делает еще два шага к разрушению академии.
Шаг первый. Недавно ФАНО предложило объединить многие институты в региональные научные центры, лишив институты прав юридических лиц. Я понимаю желание чиновников, которые уже физически не справляются с управлением тысячи институтов, расположенных по 10 часовым поясам.
Топор уже заточен на Иркутск, в котором вместо 15 институтов планируется создать один центр, с одним директором и ученым советом, где одновременно будут обсуждаться вопросы солнечно-земной физики, повышения урожайности, а затем и причины детской смертности. И это не бред, а предмет жарких дискуссий.
В этой связи могу еще раз повторить, что любые реформы должны улучшать жизнь не московских чиновников, а развивать регионы. Пагубно забывать, что Россия состоит из регионов и в них добываются все природные ресурсы, находятся полевые стационары и обсерватории. Без них невозможно развитие России и ее науки. И если вы закроете институт в Чите, в Туве или Магадане, как не перспективный, вы тем самым сделаете еще один шаг к удалению Сибири от Москвы.
Президент страны определил 21 век как век развития Сибири и Дальнего Востока. Даже не очень грамотный Н.Хрущев создал Сибирское отделение наук, Новосибирский академгородок – пока еще крупнейший в мире научный центр потому, что понимал, что без науки нельзя освоить громадные просторы Азиатской России.
Шаг второй. В условиях сопротивления этим реформам старого руководства институтов, ФАНО внесло закон об ограничении возраста директоров 65 годами. И с этим можно согласиться. Однако директора академического института надо отличать от ректора вуза, который выполняет больше административные функции. Заменив более половины институтов новыми директорами, ФАНО получит послушных исполнителей и окончательно разрушит сложившиеся научные школы.
Моя просьба к ФАНО – «чуть помедленнее кони, на краю...». Неужели в стране нет более важных задач, чем ликвидация директорского корпуса и уничтожение региональных институтов. В конечном итоге эти два удара могут окончательно вбить гвозди в известную крышку российской науки.
6. И последнее. Есть один плюс в этих реформах для Российской академии наук. Теперь никто не будет спрашивать с нее за эффективность российской науки – по простой причине, что у нее нет институтов. Более того, за нее никто в стране ответственности не несет. ФАНО отвечает за имущество, деньги находятся в Российском научном фонде, Минобрнауки руководит в лучшем случае вузовской наукой, а Российской академии поручено только координирование государственной научно-технической политики. Однако это далеко от истины. Нет механизма такой экспертизы, а равно и средств на эти работы.
В конце любой дискуссии обычно выясняют: «Кто виноват?» и «Что делать?». Первый вопрос оставим открытым. А по второму можно помечтать:
Во-первых, продлить мораторий на действие обсуждаемого закона еще на один год, как минимум.
Во-вторых, назрела необходимость восстановления Государственного комитета по науке и технике, который ранее вместе с Госпланом и определял научно-техническое развитие страны. Для тех, кто думает, что за рубежом живут лучше, следует отметить, что развитие Китая, прежде всего, есть результат сохранение плановой структуры управления. Только глупец может думать, что рынок может управлять экономикой.
В такой структуре РАН, ФАНО, РНФ вполне могут объединиться и совместно попытаться решить задачу возрождения российской науки
В третьих, очень хотелось бы, чтобы автор хоть в чем-то был не прав и мог получить аргументы того, что за время рыночной экономики и последних реформ «жизнь в науке стала лучше, жить стало веселее».
В четвертых, прошу надзорные и вышестоящие органы, прежде чем одернуть автора за критику генеральной линии правительства, как это они делали ранее, понимать, что он не злопыхатель и враг России, а более всего ее патриот, который не молчит и не кричит «сахар», когда творится не справедливость и предлагает не ломать «дрова», а остановиться, а может и повернуть назад.
В заключение, необходимо напомнить слова великого ученого и гражданина мира Ф.Ж.Кюри: «Страна, которая не развивает науку, неизбежно превращается в колонию».
С уважением ко всем, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, член Совета Федерации ФС РФ Тулохонов А.К."

Date: 2014-10-30 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] kostomarov.livejournal.com
Что и свидетельствует: в любых условиях можно оставаться порядочным человеком, действующим на благо своей страны.

Date: 2014-10-30 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] nibope.livejournal.com
Да, но как-то скромно. На голосовании в прошлом году он, кажется, воздержался.

Эта мразь - порядочна??

Date: 2014-11-01 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] sgustchalost.livejournal.com
"Необходимо отметить, что открытые публикации и в том числе требование публикаций текстов диссертаций в интернете привело к тому, что наши враги резко сократили промышленный шпионаж и разведку. Зачем тратить деньги, когда русские все свои достижения бесплатно да еще на английском языке передают всем конкурентам."

Re: Эта мразь - порядочна??

Date: 2014-11-01 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] nibope.livejournal.com
Ну, видимо только такими аргументами можно пощекотать мозги депутатов.

Пятки он им щекочет,

Date: 2014-11-04 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] sgustchalost.livejournal.com
а не мозги.

Re: Эта мразь - порядочна??

Date: 2014-11-02 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] kostomarov.livejournal.com
А на самом деле не сократили? Увеличили? Я просто не в курсе.
P.S.
К тому же, рядом с такой мразью, как я, сенатор Тулохонов - невинный младенец.
Edited Date: 2014-11-02 12:52 pm (UTC)

Re: Эта мразь - порядочна??

Date: 2014-11-02 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nibope.livejournal.com
Конечно, сократили. Как только узнали уровень наших достижений :)

А что с вами не так?

Date: 2014-11-04 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] sgustchalost.livejournal.com
Журнал приличный, хотя и скучноватый. Лицо внушаить.

Бурятов я, так получилось, весьма люблю и уважаю, но этот какой-то порченый.

"А. К. Тулохонов является автором более 300 научных трудов".
Щас. 90 статей с хиршом 7.

Кстати, он - главный шпиён и есть."Член ученого совета Русского географического общества."

http://probegi.livejournal.com/2735553.html?view=comments

Re: А что с вами не так?

Date: 2014-11-25 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] kostomarov.livejournal.com
>что с вами не так

я одержим идеей, что переформатирование РАН ставит задачей ликвидацию возможности осуществлять крупные научно-технические проекты в России собственными силами.

Покуда бухгалтерам из правительства говорят, что это позволит сократить расходы, это их устраивает. Крупные научно-технические проекты они всё равно считают пустыми тратами средств, потому что всё можно тишком купить через Виктора Бута в Израиле, а все ноу-хау разведает Анна Чапман.

Сужу, во-первых, по опыту своего института АН СССР. В конце перестройки там объявили выборы, и выставились несколько завотделами. Победил, естественно, один, поскольку все победить не могли, в итоге через пару лет институт распался на пять. Завотделами, наверное, думали, что теперь вот деньги потекут рекой. Уехать им удалось далеко не всем, некоторые до сих пор так там и ошиваются.
Хилые новообразованные институты оказались совершенно нежизнеспособны, и к этому веку снова воссоединились - уже под вывеской "объединенного" института.

Во-вторых, когда я уже, к сожалению, выпал из научной системы и влился в ряды продавцов и их обслуги, меня поразило одно замечание, мол русские компании офшорного программирования не могут получить серьёзных заказов, сравнимых с теми, что получают индусы, поскольку в русских компаниях работает слишком мало людей. Чтобы потекли большие заказы, штат должен составлять хотя бы тысячу человек.

Тут всё внутри меня запротестовало, как же так, ведь большие компании - забюрократизованы, а творческий-то гений бурлит в малом бизнесе! Творческий-то гений, может, там и бурлит, но заказы им не дают. Последующие десять лет в инвестиционном бизнесе укрепили меня в этом тайном знании.

И наконец, последняя победа Price Waterhouse в конкурсе на составление карты российской науки поставило окончательную точку над i.

Если смахнуть институты и оставить тысячу-другую безвестных лабораторий, то, безусловно, туземный рынок откроется для услуг как Price Waterhouse, так и для десятков других аудиторских, инженерных, научных и всех прочих организаций. Туземцы пусть продают чехлы для мобилок (чем практически все мои студенты со второго курса и занимаются).

Так что Тулохонов высказался очень мягко.

Date: 2014-10-30 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] thrasymedes.livejournal.com
""Необходимо отметить, что открытые публикации и в том числе требование публикаций текстов диссертаций в интернете привело к тому, что наши враги резко сократили промышленный шпионаж и разведку. Зачем тратить деньги, когда русские все свои достижения бесплатно да еще на английском языке передают всем конкурентам.""

Интересно, он действительно так думает, или полагает, что лишь такие аргументы могут подействовать ?

Date: 2014-10-30 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] nibope.livejournal.com
Затрудняюсь сказать... логичнее - второе, но если б он считал это чушью, то вряд ли бы стал употреблять.

А вообще он прав. Конечно, эту страшную тайну ни в коем случае врагу открывать было нельзя. О том, что 80% диссеров по экономике и политологии - заказуха.

Date: 2014-10-30 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] vtosha.livejournal.com
Ну да, рыночная экономика явно не тот механизм, который эффективно работает в условиях данной страны. Это он прав.

Date: 2014-10-30 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] myugor.livejournal.com
Жуткая каша из действительно серьезных вещей и параноидальных страхов.

Date: 2014-10-30 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] nibope.livejournal.com
ВИдимо, так лучше действует на дупетатов.

Date: 2014-10-31 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] nick-k56.livejournal.com
скорее всего себя стараются убедить, что они еще нужны. Ничего в тактике дедушек не поменялось. Теперь стараются удержать хотя бы "мораторий". Хотя бы еще годик. И ничего реального не предлагают. "Возродить гос ком". Еще одну структуру создать, сохранить при этом уже существующие (чтоб кого не обидеть). И рай настанет.
Нашим дедушкам некий трактователь-крючкотвор выдал фишку, что мол на директоров филиалов возрастной ценз не распространяется. И они из ярых противников слияния вдруг превратились в более яростных сторонников и уже устав сочинили и делят места, в надежде, что хирш вот-вот будет объявлен пиндосовской крамолой.

Date: 2014-10-31 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] nibope.livejournal.com
Само собой, подавляющая их часть - приспособленцы.

Profile

nbp: (Default)
nbp

December 2016

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 151617
18 19 20 21 22 23 24
25 2627 28 293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 16th, 2025 01:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios